В НИУ ВШЭ (московский кампус) 15% поступивших — олимпиадники. И — с некоторых направлений их здесь отчисляют вдвое чаще, чем прошедших по общему конкурсу! Научные сотрудники Института образования НИУ ВШЭ исследовали этот феномен. Они опросили 18 студентов — победителей олимпиад, отчисленных с факультетов математики и компьютерных наук. Вот три основные причины их неуспеваемости.
При подготовке к интеллектуальным состязаниям старшеклассники часто сосредотачиваются на профильных предметах в ущерб остальным, причем школа это одобряет. В вузе на первых курсах олимпиадники сталкиваются с множеством непрофильных дисциплин… которым по привычке не уделяют достаточно внимания.
Другая сторона глубокого погружения в профильный предмет — отсутствие интереса к нему в вузе. Часто программа первого курса олимпиаднику уже знакома. Это снижает вовлеченность, приводит к прогулам и нередко осложняет отношения с одногруппниками.
Студенты математического и компьютерного факультетов часто не видят смысла в учебе, если они с первого курса работают по профессии. Работодателю нужны реальные навыки, а не диплом. Так что некоторые олимпиадники даже не успевают интегрироваться в вузовскую среду.