МГИМО

2560.1

МГИМО... beyond diplomacy

IMG_3543

Последние два года Артему Мальгину, проректору МГИМО, как одному из ответственных за одинцовский проект университета, постоянно приходилось слышать: «Зачем нам подмосковный кампус?» А до этого несколько лет подряд столь же упорно приходилось приучать всех к тому, что Школа бизнеса для МГИМО вовсе не чужеродное тело, и десяток МВА и Executive MBA прекрасно вписываются в идентичность МГИМО. Такие же вопросы задавались при создании энергетических, экологических программ университета. 

А.Мальгин рассказывает об актуальном тренде, в котором движется МГИМО. 

Для тех, кто представляет себе МГИМО как сугубо дипломатический вуз, возможно, станет открытием, что юристы, экономисты, журналисты мгимовской школы далеко не только международники. А менеджеры с дипломом МГИМО успешно руководят не только внешнеэкономическими структурами, но и телекоммуникационными, медийными, сельскохозяйственными компаниями, владеют ритейловыми сетями, кинотеатрами и музеями. Посмотрите первые сотни списка Forbes, зайдите в офисы «большой четверки», обратите внимание на состав советов директоров крупных российских и восточно-европейских компаний — мгимовцы представлены более чем достойно.

Такое разнообразие успеха объясняется отчасти тем, что в конце 1980-х — начале 1990-х МГИМО выбросил на рынок уникальный кадровый ресурс — советских людей, знающих толк в том, как устроена рыночная экономика и международный бизнес. Вооруженные двумя иностранными языками, прекрасными презентационными способностями, пониманием глобальной среды в сочетании с недюжинными амбициями, эти люди преуспели в новом мире.

И перед МГИМО стоит двуединая задача: с одной стороны, удержать позиции, которые вуз занимает благодаря успеху этих выпускников на международном поприще, а с другой — максимально расширить присутствие мгимовцев в наиболее значимых и перспективных отраслях российской экономики, в региональной и федеральной властной элите, в медиасообществе и юридическом бизнесе. Сделать это можно только за счет внимательного анализа рынка труда, понимания сильных сторон университета и максимально быстрого реагирования на проседание тех или иных сегментов мгимовского механизма.

Если раньше лишь у мгимовцев была привилегия с гордостью произносить как самохарактеристику слово «международник», то сейчас этот термин взяли на вооружение наши конкуренты и недоброжелатели, которые намеренно придают ему некий уничижительный оттенок, бросая как бы походя: «Откуда им знать, они же международники!» Этот небрежный негативизм зачастую подразумевает якобы недостаточное внимание к российским реалиям, их слабое знание. Что, разумеется, не так — учитывая место наших выпускников в обществе и экономике современной России. А если добавить к сказанному то обстоятельство, что мгимовцы как никто другой готовы к освоению и развитию передовых практик и компетенций, выработанных и проверенных за рубежом, обладая при этом всеми умениями и знаниями, которые дают своим студентам вузы-конкуренты, эта вольная характеристика становится совсем уж неадекватной. К слову, МГИМО в числе небольшой группы российских вузов пользуется привилегией, данной указом президента России, и работает по так называемым собственным образовательным стандартам. Это означает, что мы даем образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, но добавляем к ним наше видение потребностей рынка и запросов работодателя. Самостоятельно разрабатываемые стандарты дают нам возможность открывать эффективные корпоративные программы, заточенные под интересы компаний и даже отдельных бизнес-проектов.

Укрепив свои позиции и не уходя из Москвы, МГИМО пришел в регионы. Причем физически, добавив к своим московским мощностям современные корпуса Одинцовского филиала. Казалось бы, всего 35 минут на машине от «Вернадки», но — за пределы МКАД... А это другой мир. Возможно, даже лучший, чем московский, но другой. Открывающий для нас понимание реальных задач региональной экономики, системы управления субъектом федерации и муниципальным образованием, где вопросы межэтнических отношений как сугубо международные преломляются через проблематику входящих миграционных потоков.

За те несколько лет, что мы притирались к региональной специфике, нам удалось многому научиться. В результате МГИМО подготовил и реализует для нужд Московской области более двух десятков прикладных программ, связанных с управлением и принятием решений, организацией экономического регулирования и трансфертом лучшего опыта из Германии, Японии, Финляндии. Задачи, которые ставит перед нами регион, заставили нас мобилизовать усилия и перестроить целый ряд своих программ. Но это дало нам столько преимуществ: когда бы еще мы начали обучать системам Agile, Scrum или транслировать опыт управления крупными агломерациями, полученный от наших университетских партнеров из Шанхая?!

МГИМО идет и в те регионы, где у нас нет стационарной образовательной базы, но куда нас приглашает бизнес или региональные власти, — это и Краснодар, и Мурманск, и Томск, и Казань, и Тюмень! Совсем недавно мы договорились о новых направлениях реализации наших бизнес-программ и программ лингвистической подготовки, благодаря чему к распределенной мгимовской семье присоединятся Архангельск и Тобольск. Туда нас ведут за собой такие компании, как ОСК и «Сибур».

МГИМО начал плодотворное (это можно утверждать уже сейчас) сотрудничество с ДВФУ. Мгимовцы массово высадились во Владивостоке в сентябре прошлого года и организовали Университетский саммит Россия — АСЕАН. Сейчас мы перешли к системной переподготовке кадров для ДВФУ — молодого флагманского вуза дальневосточной России. Но в регионах нам есть и чему поучиться. Слушатели наших программ МВА регулярно оказываются в стенах корпоративных университетов УГМК и РЖД в уральской Верхней Пышме и подмосковной Щербинке. Будущие специалисты в области транспортных операций с удовольствием посещают мастер-классы в портах и железнодорожных терминалах Ленинградской области, а изучающие проблематику спортивной индустрии или индустрии развлечений проходят обучение на модулях в сочинском Олимпийском университете.

МГИМО чрезвычайно востребован в целом ряде локаций и сегментов международного образовательного рынка, несмотря на высокую конкуренцию, которая на нем царит. Именно поэтому мы открыли нашу программу по международному праву и сравнительному правоведению в Женеве, по европейскому праву и менеджменту — в испанской Марбелье. Присматриваемся и к одному из наиболее востребованных россиянами направлений, на котором мог бы закрепиться Горчаковский лицей МГИМО.

Задачей следующего года станет реализация нашего образовательного проекта в Баку. К этому броску в Закавказье нужно обстоятельно подготовиться, ведь наш азербайджанский заказчик — профессиональный и требовательный.

Ну а как же дипломатия? Ведь все это помимо нее, так сказать, beyond diplomacy... Дипломатия, а точнее, знание международных процессов, приоритетов глобальной повестки, понимание того влияния, которое мировая политика оказывает на бизнес-среду, — это наше неоспоримое конкурентное преимущество. Оно воплощено в каждом выпускнике, который при принятии практического решения внутреннего порядка сумеет учесть и факторы международно-политического характера.

Сегодня на стыке международных исследований, экономических и юридических знаний рождается еще одна уникальная мгимовская специализация — международный лоббизм и международное политическое и бизнес-консультирование. 

MGIMO Journal

МГИМО17 мая 2017
167
 0.00