«Южная Родезия — самоуправляющееся владение Великобритании: одностороннее провозглашение в 1965 году "независимости" Южной Родезии расистским режимом белого меньшинства не признано Великобританией. Система управления, сложившаяся под эгидой Великобритании и базирующаяся на принципах господства белого меньшинства, расовой дискриминации и сегрегации, подавления коренного населения, сохранилась и после 1965 года» (Большая советская энциклопедия).
Сейчас мы уже не найдем на карте такой страны как Родезия, на её месте находится Зимбабве, типичная Африканская страна, а это значит: инфляция, коррупция, трайбализм, голод, эпидемии и другие признаки перманентной гуманитарной катастрофы.
В конце XIX века Британская империя не могла управлять всеми своими территориями самостоятельно и часто передавала их частным английским компаниям. Недавно разведанные залежи золота подтолкнули британского бизнесмена Сесила Родса начать активную колонизацию будущей Южной (ныне Зимбабве) и Северной (ныне Замбия) Родезии. Родезия успешно развивалась, и тому сопутствовало не только наличие полезных ископаемых и мягкий климат, но и, главным образом, активность белых колонистов.
После окончания Второй Мировой войны британские колонии настойчиво требовали независимости, и английское правительство безвольно предоставляло её всем желающим. Это привело к массовому оттоку белого населения бывших колонистов и к резне оставшихся, к власти начали приходить безграмотные сержанты колониальных подразделений, которые добивали экономику своим самодурством и бездарными войнами.
Но в Родезии белое меньшинство не собиралось паковать чемоданы и бросать всё, что они и их предки создали, на произвол судьбы. В ноябре 1964 года 90% белых родезийцев проголосовали на референдуме за независимость Родезии. К власти пришла партия «Родезийский фронт», во главе который стоял Ян Смит, в дальнейшем занявший пост премьер-министра. Великобритания (как и большинство стран в мире) не признала результатов референдума и потребовала от премьер-министра Родезии Яна Смита передать власть в руки черного большинства.
Ян Смит служил летчиком в британской армии во время Второй Мировой войны, но в 60-е, когда он возглавил Родезию, Смит быстро стал «кровавым диктатором» и «расистским мятежником». Он вел переговоры с британским правительством о предоставлении Родезии независимости, но переговоры ни к чему не привели. В 1965 году Родезия провозгласила независимость в одностороннем порядке, а в 1966 году ООН приняла решение об экономических санкциях против Родезии. К тому же СССР и Китай активно помогли черным террористам. Однако экономические санкции мало сказались на экономике Родезии, которая преимущественно была сельскохозяйственной страной. ЮАР, также ставшая изгоем, охотно покупала родезийские товары и поставляла им технику и оружие.
К 1965 году в Родезии проживало 200 тысяч белых, которые составляли 5% население и при этом занимали все ключевые посты в стране. В Родезии, в отличие от ЮАР, не проводилась политика апартеида, но благодаря имущественному цензу в парламенте белые составляли большинство. Были и черные депутаты, существовали расовосмешанные воинские подразделения. В Родезии не было и критических расовых проблем — подавляющее большинство чёрных нисколько не волновало, что ими правят белые, до тех пор, пока белые строили школы, больницы и обеспечивали черных работой. Однако это не устраивало так называемый «цивилизованный» мир и, прежде всего, Британию.
До 1962 года полиция Родезии не носила оружия, это была одна из самых безопасных стран в Африке, куда охотно приезжали туристы со всего мира. Но в 1965 году активисты партий ЗАНУ (ориентированной на СССР) и ЗАПУ (ориентированной на КНР и маоизм) начали совершать нападения на родезийские фермы. СССР стал активно помогать «братским» народам бороться с «расистским режимом», поставляя террористам оружие, медикаменты, военную технику и обучая специалистов. Действуя с территорий сопредельных государств (Мозамбик, Замбия, Ботсвана) террористы уничтожали приграничные деревни и фермы родезийцев, причем большинство жертв были черными.
Родезийская армия общей численностью в десять тысяч человек состояла из пехоты, артиллерии, авиации (48 самолетов, 50 вертолетов), бронеавтомобильного полка и специальных подразделений.Быстро поняв, что враг действует по принципу "ударил - беги", родезийцы научились использовать авиацию и аэромобильную пехоту в тесном контакте. Эта тактика помогла им успешно уничтожать приграничные базы террористов. Армия Родезии была отлично подготовлена и экипирована. Террористы провели несколько терактов: в августе 1977 года они взорвали бомбу в столице (Солсбери), погибло 11 человек, 78 получили ранения. В 1976 году из советского ПЗРК Стрела-2 был подбит пассажирский самолет ВВС Родезии, выживших добивали на земле, 48 человек погибло. В сентябре 1979 года история повторилась, и на этот раз погиб весь экипаж (59 человек).
Армия Родезии была самой эффективной изо всех, которые появлялись когда-либо к югу от Сахары. Ей удавалось в полной мере творить невозможное — порой десантники Родезийской Легкой Пехоты совершали по три боевых десантирования в день (!), а разведчики из отряда Скаутов Селуса за 7 лет своего существования истребили 70% всех бандитов, воевавших против Родезии. Белые фермеры активно скупали стрелковое оружие и создавали отряды самообороны.
Но несмотря на мужественное сопротивление родезийцев, изматывающая партизанская война и международное давление сильно подорвали мощь Родезии.
В итоге в конце 70-х годов наряду с боевыми действиями стали проводить сначала неофициальные, а затем и официальные переговоры о прекращении войны и политическом решении будущего страны. Результатом трудных и длительных переговоров стало решению о прекращении огня и о создании правительства национального единства. Выборы в новые органы власти состоялись по принципу «один человек — один голос» под контролем международных наблюдателей и Великобритании. На выборах 1 июня 1979 года премьер-министром страны стал епископ Абель Музорева, а страна стала называться Зимбабве-Родезия. Правительственная армия Родезии и её службы безопасности были распущены.
В 1980 году к власти пришел Роберт Мугабе, который в 1977 году взял ответственность за теракт в Солсбери, он проводил политику изгнания белого населения из Зимбабве. В 2001 году в Зимбабве был принят закон, запрещающий белым владеть собственностью, что повлекло за собой острейший дефицит продовольствия. В начале 80-х белые родезийцы стали массово уезжать в Англию, военные перебирались в ЮАР, предварительно уничтожая все военное имущество, которое не могли взять с собой. По данным на 2010 год в Зимбабве проживает десять тысяч белых.
Невозможно однозначно сказать, почему родезийцы (причем как белые, так и черные) проиграли свою страну, здесь имелся ряд ключевых факторов: война 1965-1979 годов, международная изоляция, надежда родезийской политической элиты на то, что черных террористов можно умиротворить, дав им все права и т. д.
Пример Родезии является превосходной иллюстрацией того, как с помощью демократии и террора любая, даже самая богатая и успешная, страна, может скатиться до уровня каменного века, если в ней будет уничтожена или отторгнута от управления интеллектуальная элита.
История Родезии берёт начало с конца 19 века, когда на берегах воспетой Корнеем Чуковским реки Лимпопо появились белые колонизаторы. Мощной движущей силой колонизации стала Британская Южноафриканская компания. Она была заинтересована в освоении обширных земель, которые располагались между водопадом Виктория и реками Замбези и Лимпопо.
Когда BLM ещё не было мейнстримом.
По понятным причинам отношения местного населения и пришельцев не сложились. Пользуясь технологическим преимуществом, европейцы быстро разбили силы местных князьков. Белые поселенцы начали живо осваивать новые территории, которые в дальнейшем получили названия Южная Родезия и Северная Родезия.
В 1922 году Южная Родезия стала самоуправляемой колонией в составе Британской империи. А в 1965 году родезийцы в одностороннем порядке отделились от Британии.
Родезийцам бы жить да радоваться, как австралийцам или новозеландцам. Но у них возникли три серьёзные проблемы.
Во-первых, потомки белых колонизаторов оказались меньшинством в собственной стране, более 90% населения составляли чёрные аборигены. Во-вторых, остальной мир весьма прохладно отнёсся к новоиспечённому государству. В-третьих, Родезия оказалась практически окружена недружественными соседями, которых СССР и Китай пичкали оружием и военными советниками, мечтающими поквитаться с «белыми угнетателями».
Но самое печальное – на дворе стоял XX век. Мир захлестнули левые идеи, феминизм, антиколониализм и прочие модернистские штучки. Поэтому родезийское белое меньшинство со своими консервативными взглядами в глазах всего «прогрессивного человечества» выглядело этаким анахронизмом из 19 века, которому нет места в новом, избавленном от «дурацких» предрассудков, мире.
«Проклятые колонизаторы» должны были отдать власть местным неграм и навсегда исчезнуть. Однако родезийцы считали иначе.
Они не стали внедрять апартеид как в ЮАР. Но чтобы не дать прийти к власти чёрным леворадикалам, мечтающим «всё отнять и поделить» и развешать на ближайших деревьях белых фермеров, ввели имущественный ценз. Это позволило отсечь от выборов огромную армию люмпенов из числа чёрного населения.
Боевики леворадикальных группировок ZAPU (Союз африканского народа Зимбабве) и ZANU (Зимбабвийский африканский национальный союз) развернули против белого населения и им сочувствующих настоящую войну. Они громили фермы и нападали на правительственные учреждения. Родезийцы встали на защиту своего дома.
Число белых в Родезии было невелико, всего лишь около 200 тысяч. Однако родезийцы сумели даже при таких скудных людских ресурсах создать компактную, боеспособную армию. Она состояла всего лишь из 10 000 солдат. Но благодаря мобильности и отличной выучке крошечная армия раз за разом гоняла местных чёрных партизан и в хвост, и в гриву.
Родезийцы не только давали по щам местным партизанам, но и время от времени совершали «дружественные визиты» в соседние Мозамбик, Замбию и Ботсванe, где располагались базы чёрных боевиков. К концу 70-х годов родезийская армия практически разгромила боевиков леворадикальных группировок ZAPU и ZANU.
Несмотря на то, что Родезию фактически обложили международными санкциями, а коммунистический лагерь, прежде всего в лице СССР и Китая, вёл против неё прокси-войну, государство белых фермеров стала одной из самых развитых в Африке. В стране активно развивалась добывающая промышленность, сфера услуг, торговля.
Но главной гордостью родезийцев было сельское хозяйство – одно из самых передовых, если не самое передовое, на Чёрном континенте. Родезия поставляла на мировой рынок высочайшего качества продовольствие, начиная от чая и заканчивая вином.
Однако годы войны, санкции и противостояние с доброй половиной мира подкосили крошечную Родезию. В конце 70-х годов правительство пошло на мирные переговоры с наиболее умеренными оппозиционерами, надеясь мирно решить исход конфликта.
В 1979 году были проведены всеобщие выборы, на которых победил вполне себе травоядный чернокожий епископ Абель Музарева. Но это не принесло политическую стабильность. Уже в 1980 году были проведены новые выборы, на которых победил лидер ZANU Роберт Мугабе.
При новоиспечённом президенте старая армия и секретные службы были распущены. Белое меньшинство лишилось привилегированного положения, а сама Родезия была переименована в Зимбабве. Да-да, Родезия – это старое название современной Зимбабве.
Первое время Мугабе не трогал белых. Ему было не до них, он самозабвенно расправлялся с оппозицией. Но к концу 90-х экономика при «чутком управлении» новых властей пошла вразнос. Чтобы поправить дела и задобрить своих соратников, Мугабе не придумал ничего лучше кроме как «взять и поделить».
Местные шариковы изгнали белых фермеров, завладели их землёй и имуществом.
Однако экономике это помогло мало. Стало только хуже. Из всеафриканской житницы Зимбабве стремительно превращалась в нищую, коррумпированную страну. В стране стремительно росла инфляция, прославившая Зимбабве в многочисленных мемах.
Падал экспорт и ухудшались другие экономические показатели. Страна настолько погрязла в долгах, что ей отказывались ссужать какие-либо деньги. За нарушение прав человека и фальсификации выборов Зимбабве обложили международными санкциями. Страну захлестнула эпидемия СПИДа – сейчас более 11% всего населения страдает этим недугом.
Что касается белого населения, то почти всё оно сбежало из страны. Если в 1980 году в стране проживало 210 000 потомков европейских колонизаторов, то в 2012 их осталось 28 732. Они большей частью эмигрировали в ЮАР и Великобританию.
Смыл понятен и без перевода.
После прихода к власти в 2017 году Эммерсона Мнангагвы социально-политическая ситуация в стране несколько стабилизировалась. Новый президент выплатил некоторым белым фермерам компенсацию за отобранные земли. Белое население даже чуть выросло – до 34 111 человек в 2022 году. Однако современная Зимбабве всё ещё очень бедная страна, которая может лишь мечтать о благополучии прежней Родезии…
Комментарии
Показать все комментарии