Лазанская организованная преступная группировка — чеченская ОПГ, одна из наиболее могущественных чеченских преступных группировок в России и одна из самых влиятельных ОПГ Москвы.
История создания ОПГ
Создателями ОПГ были чеченцы Хож-Ахмед Таштамирович Нухаев и Мовлади Атлангериев. Мовлади («Руслан») Атлангериев родился в 1954 году в городе Караганде Казахской ССР в семье вынужденных переселенцев из Чечни.
После окончания школы он уехал учиться в Московский институт народного хозяйства имени Плеханова. В Москве Атлангериев познакомился со студентом МГУ Хож-Ахмедом Нухаевым. Хож-Ахмед Нухаев («Хоза») родился в 1954 году в селе Калининское Калининского района Киргизской ССР, в семье депортированных чеченцев. В 1957 году его семья вернулась в Чечню. В 1970-е годы поступил на юридический факультет МГУ, но вскоре был отчислен из университета. Нухаев вместе с Атлангериевым, который бросил институт, стали заниматься грабежами.
Они узнавали о студентах-иностранцах (чаще всего из африканских и арабских стран), которые торговали валютой или спекулировали одеждой, и совершались налеты на их квартиры. Жертвы грабителей не обращались в милицию, так как в СССР их нелегальная деятельность строго каралась. По словам бывшего сотрудника ФСБ РФ Александр Литвиненко, в то время Атлангериев и Нухаев имели кураторов в КГБ СССР, которые и наводили их на спекулянтов-иностранцев. В начале 1980-х бандиты ограбили студента, чьи родители у себя на родине занимали высокие посты. В итоге Нухаев и Атлангериев были арестованы и осуждены за мошенничества и грабежи. Находясь в тюрьме, они не признавали порядки, установленные администрацией, вступали в драки, чем завоевали себе авторитет в криминальном мире.
Освободились Атлангериев и Нухаев в 1988 году. В то время организованные преступные группировки в Москве активно делили сферы влияния. В том числе, в Москве действовали несколько разрозненных чеченских ОПГ, которыми руководили криминальные авторитеты Мусса Таларов (Старик), Леча Исламов (Борода), Балауди Текилов (Малыш), Леча Альтамиров (Леча Лысый), Николай Сулейманов (Хоза) и Мустафа Шидаев. Нухаев вместе с Атлангериевым создали свою собственную преступную преступную группировку, основой которой стали представители чеченской общины города, многие из которых занимались нелегальным бизнесом. Изначально их группировка (её называли «центральной» из-за того, что она контролировала центр Москвы) присоединилась к чеченскому преступному сообществу города, где стала головной ОПГ, но 1989 в году отделилась от него. Штаб-квартирой ОПГ, насчитывавшей в то время около 40 участников, стал ресторан «Лазания» (иногда в СМИ упоминается другие названия этого ресторана — «Лазань» или «Алазань») на улице Пятницкой, из-за чего группировку и стали называть «Лазанская ОПГ». Один из лидеров ОПГ Мустафа Шидаев даже купил себе квартиру рядом с «Лазаньей». Деятельность ОПГ Для усиления своих позиций в криминальном мире на роль кураторов группировки «лазанские» пригласили двоих влиятельных воров в законе — Тенгиза Марианошвили и Геннадия Лобжанидзе по кличке «Гена Шрам».
Кроме этого, в группировку вступил бывший сотрудник ГАИ — уроженец Грозного Максим Лазовский (Хромой). По словам подчиненных Лазовского, он был связан с некоторыми сотрудниками ФСБ. За год Лазанская ОПГ стала одной из самых могущественных преступных группировок Москвы. Она контролировала почти весь авторынок, все магазины «Березка», все коммерческие предприятия, работающие в пяти районах города, большинство гостиниц, АЗС, зарождающийся игорный бизнес, казино и рестораны, а также торговые точки Тимирязевского района, кооперативные палатки, кафе и аттракционы в Центральном парке культуры и отдыха, ряд коммерческих структур. Противником ОПГ были славянские преступные группировки столицы.
В «разборках» с ними участники Лазанской ОПГ отличались большой жестокостью. Так, в 1988 году, после того как у «лазанских» возникли спорные вопросы с лидерами Бауманской группировки, 30 участников Лазанской ОПГ ворвались в ресторан «Лабиринт» на Калининском проспекте и изрезали ножами более 15 находившихся там славянских криминальных авторитетов. В этом нападении лично принимали участие Атлангериев и Нухаев. После этого «бауманские» предпочли не конфликтовать с «лазанскими».
Позже бандиты устроили кровавую «разборку» на ножах с участниками Люберецкой ОПГ у кафе «Атриум» на Ленинском проспекте. Из-за дележа объектов на Юго-Западе Москвы у группировки возник конфликт с Солнцевской ОПГ. С результате конфликта с обеих сторон появились убитые. «Лазанские» не признавали власть воров в законе. Известен случай, когда несколько «законников» во главе с Захарием Калашовым (Шакро-молодой) попыталась провести разъяснительную беседу с группой чеченских криминальных авторитетов во главе с Нухаевым, однако закончилось это тем, что вооружённые ножами «лазанские» попытались напасть на воров. За год с небольшим «лазанские» провели свыше двадцати масштабных силовых акций против лидеров других ОПГ Москвы. Участники группировки приобрели репутацию людей, с которыми не стоит связываться ни при каких обстоятельствах. Лидеры ОПГ быстро стали миллионерами.
Некоторые денежные средства группировки переправлялись в Европу, где проживал брат Атлангериева. В мае 1990 года правоохранительными органами была проведена масштабная операция против всех лидеров группировки. Руслан Атлангериев, Хож-Ахмед Нухаев, Лечи Исламов, Максим Лазовский, Николай Сулейманов, Балауди Текилов, Мустафа Шидаев и хранитель общака чеческих ОПГ Москвы Геннадий Лобжанидзе были арестованы за вымогательство или хранение наркотиков. Атлангериев, Нухаев и Лобжанидзе обвинялись в вымогательстве денег у директора колбасного цеха Дащяна. В течение двенадцати месяцев с момента ареста Нухаева, Атлангериева и Лобжанидзе и до вынесения приговора судом Дащян и свидетели по его делу находились под круглосуточной охраной. Замоскворецким судом Москвы Лобжанидзе, Нухаева и Атлангериева были приговорены к восьми годам колонии каждый. Нухаев отбывал наказание в исправительно-трудовой колонии строгого режима в Хабаровском крае. В ноябре 1991 года туда прибыл конвой милиционеров из Грозного. Они представили фиктивные документы, где значилось, что Нухаева необходимо доставить для проведения следственных действий в Чечню, где против него якобы было возбуждено уголовное дело. К тому времени Чечня уже объявивила независимость. В ноябре 1991 года лидер ОПГ был этапирован в Грозный и 7 декабря того же года освобождён.
В 1992 году Верховный суд Чечни отменил обвинительный приговор Нухаеву. Главарь группировки проживал в Грозном и в Гудермесском районе. Он стал одним из ближайших соратников Джохара Дудаева. Со временем другие лидеры группировки тоже освободились. Атлангериев и Исламов за время своего заключения были «коронованы» в «воры в законе». После освобождения из колонии они вернулись в Москву, но поддерживали тесные связи с Нухаевым, а также с новыми властями Чечни. В целом лидеры ОПГ имели очень большое влияние в Чечне. Расцвет ОПГ пришёлся на 1990-е годы.
Группировка приняла участие в аферах с авизо. Вырученные от этих преступлений средства ОПГ направила на взятие под свой контроль ряд нефтяных предприятий и часть Новороссийского порта. В 1992 году вор в законе Тенгиз Марианошвили был убит в Амстердаме. Существуют данные, что группировка активно сотрудничали с бизнесменом Борисом Березовским, который, предположительно, был их деловым партнером еще с конца 1980-х годов, когда сбывал автомобили через структуры, подконтрольные группировке. Атлангериев и Нухаев помогли Березовскому решить проблемы с преступными группировками на тольяттинском АвтоВАЗе. Взамен Березовский не только делился с ОПГ доходами, но и назначил начальником службы безопасности своего предприятия «ЛогоВАЗ» одного из бригадиров» ОПГ Магомеда Исмаилова.
Крупный пакет акций петербургского филиала «ЛогоВАЗа» был передан Нухаеву и Атлангериеву. Впоследствии у Березовского возник конфликт с лидером Ореховской ОПГ Сергеем Тимофеевым (Сильвестром) из-за того, что подчинённые Сильвестра не вернули миллиард рублей Автомобильному всероссийскому альянсу, созданному Березовским в 1994 году. В результате конфликта на олигарха было совершено покушение. Благодаря стараниям «лазанских» Тимофеев вернул деньги и урегулировал отношения с Березовским.
В 1994 году освободившийся из мест заключения Геннадий Лобжанидзе был убит киллерами. Деятельность группировки включала в себя рэкет, похищения людей, заказные убийства, торговля крадеными автомобилями и другие преступления. Постепенно группировка стала отходить от жесткого криминала и всё больше средств вкладывала в легальный бизнес, в первую очередь в недвижимость и строительство, решали спорные вопросы между чеченскими криминальными авторитетами в Москве. Также Нухаев активно развивал нефтяной бизнес. Для продажи топлива группировкой была создана компания «Ланако», которую возглавил Максим Лазовский. 18 ноября 1994 года сотрудник «Ланако» Андрей Щеленков погиб при попытке установить бомбу на железнодорожном мосту через Яузу. 17 декабря 1994 года в Москве был взорван троллейбус. Спустя два года по обвинению в этих преступлениях были задержаны Максим Лазовский и сотрудник УФСК по Москве и Московской области Алексей Юмашкин. По сутверждению сотрудников ФСК, Лазовский совершил теракты по указанию Дудаева, полученное через Нухаева, а Юмашкин был внедрен в банду Лазовского как секретный агент. Впоследствии суд полностью оправдал Юмашкина и Лазовского. Позже Атлангериев был задержан за незаконное хранение наркотиков, а Исламов — за вымогательство денег у бизнесмена из Афганистана. Однако вскоре оба были освобождены. После этого Исламов сразу уехал в Чечню и был объявлен в федеральный розыск. Участие в чеченском конфликте Николай Сулейманов провёл в заключении два года, а после освобождения уехал в Чечню. Там он сблизился с полевым командиром Русланом Лабазановым, которого поддерживали российские спецслужбы как внутричеченскую оппозицию Дудаеву. Во время одного из боев с дудаевцами Сулейманов был ранен, попал в плен, но благодаря стараниям Лабазанову и Нухаева был отпущен и вернулся в столицу. В декабре 1995 года он был убит в Москве.
Лидеры ОПГ активно участвовали в первой чеченская войне на стороне сепаратистов. Исламов был заместителем командира Юго-Западного направления вооруженных сил Чеченской Республики Ичкерия. Нухаев пользовался полным доверием Дудаева, был одним из немногих, имеющих к нему свободный доступ. В Грозном Нухаев сумел задёшево скупить несколько домов, городской рынок, бывший Дом офицеров. В 1993 году, используя свои связи, он организовал и обеспечил визиты Дудаева в Австрию, Францию и Германию, а в 1994 году по поручению Дудаева создал и возглавил управление внешней разведки республики, наладил мощную агентурную сеть.
За участие в боевых действиях на стороне боевиков Нухаев был награжден высшей наградой Ичкерии — орденом «Честь нации». В 1995 году Балауди Текилов был одним из командиров, подчинённых Салману Радуеву. С 1996 года Нухаев являлся представителем президента Ичкерии за рубежом. Именно в то время через доверенных лиц лидер ОПГ вошёл в контакт с Зелимханом Яндарбиевым. В июле 1996 года Яндарбиев, Нухаев и братья Хусейн и Апти Мараевы договорились о совместном нефтебизнесе, после чего Хоза стал первым вице-премьером правительства Ичкерии. В то время он курировал нефтяную и газовую промышленность, а также внешнеэкономические связи и международные отношения. После того, как в 1996 году Дудаев был ликвидирован российскими спецслужбами, Нухаев был назначен первым вице-премьером в правительстве Зелимхана Яндарбиева.
Когда к власти в Чечне пришел Аслан Масхадов, Нухаев переехал жить в Азербайджан, так как отношения ОПГ с Масхадовым были далеко не лучшими. Потом он уехал в Турцию, где занялся формированием теневого кабинета правительства Ичкерии. Здесь под руководством Нухаева была создана оппозиционная организация «Чеченский дом», занимающаяся пропагандой, организацией отдыха боевиков и сбором средств. Нухаев вкладывал вырученные от автомобильного и нефтяного бизнеса деньги в различные бизнес-проекты в Азербайджане и Турции. В результате главарю ОПГ стали принадлежать множество объектов в Баку и Турции. К 1997 году Текилов был одним из командиров руководимой Салманом Радуевым «Армии генерала Дудаева», а Исламов — бригадным генералом, командиром спецподразделения имени шейха Мансура. В 1997 году отряд Исламова захватил двух сотрудников Северо-Кавказского РУОП Анатолия Шапкина и Асланбека Шортанова, которые позже были освобождены.
В декабре 1997 года Текилов был задержан сотрудником ГУБОП МВД РФ. Спустя год он был помилован. Нухаев фактически контролировал Туапсинский и Новороссийский морские порты — основные российские нефтеперевалочные базы на Черном море. В то время за эти порты шла война между криминальными авторитетами. Одним из эпизодов этой войны стало убийство директора Туапсинского НПЗ Василенко, которое организовал Лазовский. Находясь в Азербайджане и Турции, Нухаев конторолировал свой бизнес в Новороссийске и Туапсе. Этот бизнес состоял из прдажи учтённой и неучтённой нефти, перевозимой танкерами из портов.
Кроме Нухаева, нефтяной бизнес в этих городах контролировал некий Михаил Некрич, входивший в компанию «Руснефть» Михаила Гуцериева. Позже и Некрич, и Нухаев стали развивать нефтяной бизнес в Одессе, где в то время были сильны чеченские ОПГ. Группировка в 2000- х годах. Убийство Анны Политковской В марте 2000 года Атлангериев предложил командиру боевиков Салману Радуеву, еще сохранявшему на тот момент определенное влияние, отправиться в Саудовскую Аравию, встретиться там с Хож-Ахмед Нухаевым, урегулировать возникший между ними конфликт и обсудить вопросы дальнейшего финансирования. По условленному плану Радуев приехал в одно из сел, отпустил охрану и стал ждать приезда «лазанских». Там он и был арестован сотрудниками ФСБ РФ. В апреле 2000 года Маским Лазовский был убит неизвестными в Одинцовском районе Подмосковья. В октябре 2000 года Атлангериев предложил правой руке Масхадова — министру госбезопасности Чечни Турпал-Али Атгериеву — съездить в Дагестан для переговоров.
Приехавший в Махачкалу Атгериев был сразу задержан сотрудниками ФСБ. Позже он был осуждён и в августе 2002 года умер в колонии. В том же году сотрудники ФСБ пригласили Исламова на встречу в Чечне. Там он был арестован и отправлен в СИЗО. Исламову было предъявлено обвинение в вымогательстве денег у афганского бизнесмена в начале 1990-х годов и похищении сотрудников северокавказского РУОП. Позже бандит был приговорён к девяти годам заключения.
В апреле 2004 года он умер в тюрьме от отравления неизвестным препаратом. В декабре 2000 года в Баку Нухаев дал интервью журналисту Forbes Пол Хлебникову. Нухаев рассказывает об эпизодах своей биографии, встрече с Отари Квантришвили, боевых действиях чеченских сепаратистов против представителей российской власти, становлении чеченской мафии в Москве. По словам Нухаева, он провёл в местах лишения свободы около семи лет. В 2003 году была опубликована книга Хлебникова «Разговор с варваром».
В эту книгу вошли все высказывания Нухаева. 9 июля 2004 года при выходе из офиса московской редакции Forbes Пол Хлебников был убит троими киллерами. По обвинению в причастности к этому преступлению Нухаев был объявлен в международный розыск. К тому времени главарь ОПГ был президентои холдинга «Кавказский общий рынок», соучредителем «Кавказского инвестиционного фонда», а весной 1997 года возглавил «Кавказско-американскую торгово-промышленную палату», зарегистрированную в Вашингтоне. В настоящее время его местонахождение неизвестно, высказываются предположения о его гибели. Нухаев неоднократно направлял средства для поддержки бандформирований в Чечне.
Так, в сентябре 2001 года для боевикам было выделено около 25 тысяч долларов, эти деньги были доставлены из Азербайджана с помощью женщин-«челночниц». В сентябре-октябре 2001 года были выделены средства на приобретение боевиками приборов ночного видения и средств связи – спутниковых телефонов «Моторолла-Иридиум», радиостанций «Кенвуд» и «УАЕ СУ». Закупленная техника доставлялась из Азербайджана через. В период с октября по декабрь того же года Нухаевым была профинансирована бандформирование некого Магомеда по кличке «Янычар», занимающаяся диверсионно-террористической деятельностью. «Янычару» были отправлены 20 тысяч долларов через племянника Нухае
Комментарии
Показать все комментарии