Моё философское эссе субъективно раскрывает проблему межвозрастных отношений, а именно классический конфликт поколений, и соответственно затрагивает проблему развития личности как представителя того или иного поколения.
Сама суть идеи, которую я довольно долго вынашивал, а также все значимые нюансы раскртыты в самом эссе. Надеюсь, вам будет интересно.
С уважением, Шустов Константин.
Проблема личности внутри поколений
Философское эссе
Время – движущийся образ неподвижной вечности.
Ж.Ж. Руссо
Проблема отцов и детей! Что может быть старее? Что может быть банальнее? Конфликт поколений! Сколько раз мы слышали об этом? Сколько раз затрагивалась эта тема в мировой литературе с древнейших времён и до наших дней? Ответ может быть обобщённым, но вполне однозначным – много, очень много! Так стоит ли обсуждать эту тему вновь и вновь, если многовековая практика доказывает, что невозможно прийти к какой-либо определённой интерпретации этой проблемы, которая бы устраивала всех и сразу? Пока будут существовать сами поколения, будет существовать и конфликт между ними, в своём самом полигамном проявлении. Пожалуй, это так… Но разве обсуждение какой-то проблемы происходит с единственной целью найти её решение? Конечно, нет! Обсуждение ради самого процесса обсуждения тоже имеет смысл, и едва ли не более продуктивный. Множество современных шоу и передач строится на принципе свободного разговора, который, в итоге, ни к чему не приводит. Но это интересно, а интерес – это именно то, что даёт нам жизненный стимул. Да и к тому же, многие детали человеческой жизни трансформируются со временем, что-то устаревает, что-то обновляется. Поэтому и сам конфликт с каждым новым этапом своего развития обретает новые грани, которые требуют дополнительного осмысления. Как говорил Гёте, «хотя мир в целом продвигается вперёд, молодёжи приходится всякий раз начинать сначала». Поэтому проблема отцов и детей обсуждалась нашими предками, обсуждается нами и будет обсуждаться нашими потомками до тех пор, пока человечество не канет в пучину небытия. И я в данной статье не ставлю задачу решить эту проблему или привнести что-то принципиально новое, тем самым в корне изменив дальнейшее развитие человеческого мышления. Я хочу лишь поделиться своими вольными размышлениями на этот счёт, представить субъективное видение проблемы, её сути, истоков и пути логического осмысления.
Теперь, когда изрядная доля читателей после этих слов отложила мою статью, перейдём непосредственно к рассуждениям. Начнём с того, что проблема отцов и детей действительно существует. Это явление, которое мы все ощущаем, в разной степени, с разной долей восприимчивости, но, всё же, ощущаем. Что даёт нам её ощутить? В чём проявляется проблема отцов и детей? И что, собственно, мы подразумеваем под этими простыми, но многозначными словами «отцы» и «дети»? Конечно, первое, что приходит на ум - возрастное различие этих групп людей, и это неоспоримый факт. Возраст играет свою роль, но, скорее, как посредник между причиной и следствием конфликта, он как бы даёт нам внешнее выражение поколения. Глубинная суть конфликта заключена в
сознании поколения (это будет одно из ключевых понятий в нашей статье), которое формируется совокупностью тех качеств личности, которые присущи большинству представителей данного поколения. О том, что формирует это сознание, поговорим позже. А пока обратимся к терминам. Отцы и дети – где всё-таки граница? Я изначально предлагаю расширить эту классификацию, выделив три основные категории – дети, отцы и старики (ведь это будет справедливо), а уже потом дать краткую характеристику каждой из них. Во-первых, три – это сакральное число, а во-вторых, процесс человеческой жизни слишком переменчив, чтобы делить его лишь на две полярные категории. Итак…
Младшее поколение (условно «дети») – это люди, возрастные рамки которых ограничиваются периодом от переходного возраста (12-15 лет) до 30 лет, так называемая молодёжь. Они находятся в процессе утверждения своей личности, поиска своего смысла жизни, определения своего индивидуального пути и активного познания окружающей действительности. Поскольку младшее поколение проходит процесс становления, но ещё ни в чём окончательно не утверждается (просто потому, что ему не хватает опыта для окончательного самоопределения), его сознание направлено на
будущее.
Среднее поколение (условно «отцы») – примерно от 40 до 60 лет, их личность уже установлена, их путь определён, осознанно – не осознанно, самостоятельно или нет, но он определён, и менять его либо бесполезно вовсе, либо чрезвычайно сложно и мучительно. Они ищут уже не сам смысл жизни, а дополнения к этому смыслу, пытаются шлифовать его. Своё предназначение они определили либо чётко, либо не очень, но едва ли будут кардинально менять его в середине жизни. Люди среднего возраста ещё вполне могут познавать мир, открывать новые грани, находить новые возможности, но это их посредственные функции. В первую очередь они заняты деятельностью! Пройдя путь становления, они находятся на этапе реализации, воплощения в конкретной ситуации тех навыков, которые выработали в молодости. Отцы имеют наибольшую силу в нашем мире, потому что именно их деятельность направлена на принятие всех важных решений, они берут на себя ответственность, являясь, таким образом, средним и главным звеном в развитии человеческой цивилизации. Поэтому их сознание направлено на
настоящее.
Старшее поколение (условно «старики») – это пожилые люди (после 60ти лет и далее). Само слово «пожилые» говорит о том, что они уже пожили на этом свете и являются людьми уходящего времени. Это вовсе не значит, что им пора умирать. Старики прожили основную и самую деятельную часть жизни, а теперь у них есть время исправлять ошибки. Они преодолели основные этапы, но их путь ещё не завершён. Им дана возможность сделать то, что они не успели сделать, и исправить то, что успели сделать не так. Конечно, далеко не все старики видят и используют эту возможность. Но нам нужно помнить: тот современный мир, в котором живём все мы, был подготовлен старшим поколением. Мы меняем его, трансформируем и подстраиваем под себя, а они создали основу для этого мира, подготовили почву для нашего существования. Кроме того, старики уже прошли те ступени, на которых находятся поколения младших и средних. Следовательно, какой бы ни был уровень развития, у них есть то, чего уже не отнять – опыт. Сознание старшего поколения обращено в
прошлое.
Конечно, все эти характеристики носят обобщающий характер, всегда бывают исключения, какие-то нюансы, но общая картина предстаёт именно в таком виде. Стоит ли удивляться, что при таком принципиально разном отношении к окружающему миру, поколения детей, отцов и стариков не всегда могут найти общий язык. А общаться нам, так или иначе, приходится, притом постоянно. В процессе общения возникают всевозможные недопонимания, которые затем переходят в напряжённые выяснения отношений, ссоры, разбирательства и скандалы. Мы часто не можем прийти к единому согласованному мнению как в частных, бытовых вопросах, так и в глобальных (нравственных или философских) – везде проявляются разногласия. От этого мы испытываем душевный дискомфорт, что и даёт нам повод задумываться об этой проблеме, пытаться находить пути к её решению и исправлять ситуацию.
Но чтобы как-то решить и исправить ситуацию (или хотя бы сгладить её), нужно разобраться в истоках проблемы. И тут мы должны вернуться к главному критерию, на котором я уже делал акцент при характеристике поколений. Это именно то, что создаёт каждое новое поколение и, вместе с тем, формирует его сознание. ВРЕМЯ – вот простой и одновременно сложный ответ! Время в самом широком спектре своих значений является главным источником нашей проблемы, её главным возбудителем. Конечно, время настолько абстрактное и растяжимое понятие, что как-либо объективно и всеохватывающе охарактеризовать его просто невозможно. Но если исходить из нашей конкретно заданной проблемы, время можно условно разделить на две категории: частное – время отдельной человеческой жизни, и глобальное – время развития мировой истории. Эти времена, конечно, неразделимы, они существуют в постоянной взаимосвязи друг с другом. Если использовать геометрию, то можно представить частное время как отрезок (имеет начальную и конечную точки), а глобальное как бесконечную спираль (есть даже теория о спиральном развитии истории, но это уже другая тема). Миллионы отрезков, в хаотичном порядке комбинируясь друг с другом, составляют эту спираль, которая последовательно растёт, с каждым новым оборотом создавая новое поколение. Так вот, время каждой частной жизни накладывается на общее историческое время, образуя тем самым главную
сферу влияния на сознание поколения.
Как же влияет на наше сознание эта запутанная система? Разберёмся! Какое бы ни было время, оно всегда предполагает череду каких-либо изменений. Сама жизнь определяется разнообразными изменениями – всё то, что постоянно статично не может считаться живым. В процессе человеческой жизни изменения происходят в человеческом теле (физиология) и в человеческом сознании (психология). Интенсивность и качество этих изменений определяют формирующийся характер человека. Это первая сфера влияния, можно назвать её
биологической. Глобальное время создаёт условия для нашего проживания, и поскольку эти условия тоже интенсивно меняются, в каждый период времени сфера влияния на наше сознание различна. Эту сферу мы назовём
исторической, потому что она привязана к определённому историческому периоду, влияние которого испытывает на себе каждое новое поколение.
Я надеюсь, мне удалось донести главную мысль этого условного разделения. Каждое поколение объединено определёнными возрастными рамками и определёнными условиями жизни, задающимися тем историческим периодом, в котором оно проживает. В совокупности эти два фактора и составляют общую сферу влияния на сознание поколения. А поскольку время движется и несёт в себе постоянные изменения (неизбежно как в частном плане, так и в глобальном), сферы влияния с каждым новым периодом разные, следовательно, и сознания каждого поколения чем-то отличаются, следовательно, представления о мире – тоже разные, отчего и возникают сначала недопонимания, потом разногласия, и, в итоге, образуется конфликт поколений. Вы скажете: но ведь и старшее, и среднее, и младшее поколения в период своего взаимодействия друг с другом живут в одно и то же время, то есть находятся в одних и тех же исторических условиях. Так почему историческая сфера влияния у них разная? Потому что, отвечу я, влияние оказывает не только тот период, в котором на данный момент существует человек, а в целом всё то время, которое он прожил. Соответственно, наибольшая сфера влияния наблюдается у старшего поколения, так как они прожили б
ольшую часть жизни, а наименьшая – у младшего, потому что на них фактически влияет только то время, в котором они живут сейчас.
За примером далеко ходить не надо. В этом плане очень показательно наше время. Мы, молодое поколение, родившиеся и живущие первый период своей жизни в России, являемся представителями современных тенденций в культурном, нравственном и политическом плане. Нам далеки те нормы и принципы, которое привыкли соблюдать люди старшего поколения, жившие в эпоху Советского Союза. Среднее же поколение является как бы промежуточным звеном, они пережили переход от одного жизненного уклада к другому. То есть половину жизни прожили в СССР, а половину – в России. И это сильно отразилось на их мировоззрении. Они в некоторой степени сохраняют в себе дух прошлой жизни, но и соответствуют современному миру, в котором они живут и работают. Но наши дедушки и бабушки болезненно воспринимают стиль современной действительности. Сознание старшего поколения было полностью сформировано идеологией Советского Союза, которая не просто коренным образом отличается от идеологии современной России, но по многим принципам ей противопоставлена. Винить их в этом нельзя, так же, как нельзя требовать от них морального приспособления к новой жизни. Пытаться изменить и заново воспитать старшее поколение совершенно бесполезно; бесполезно заставить и нас, младших, жить по традиции уже ушедшего времени. В этом и проявляется исторический фактор – сознание каждого поколения зависит от совокупности тех внешних исторических условий, в которых человек находился в течение всей своей жизни.
Говоря о проблеме отцов и детей, о сознании поколений, нельзя не упомянуть ещё один фактор, имеющий огромное значение. Это
воспитание! Несмотря на то, что, как утверждают многие психологи, процесс воспитания длится в течение всей жизни человека, конечно, все основы мировосприятия закладываются ещё в молодости, а точнее – в детстве (что тоже не отрицают психологи). Воспитание – это целая наука, имеющая множество теорий, концепций, спорных вопросов. Но не нужно быть специалистом в педагогике, чтобы понять, насколько значительное и масштабное воздействие оказывает на наше сознание процесс воспитания. Воспитание стоит как бы вне временных факторов, о которых мы говорили ранее, потому что оно проходит на самых разных уровнях: от семейного до общественного, поэтому его нельзя отнести целиком и полностью либо к частной сфере, либо к исторической. Это просто обособленный фактор, который производит свою сферу влияния. Но справедливости ради надо отметить, что влияет воспитание в значительно большей степени на молодое поколение и именно в частном плане – это всё-таки индивидуальный процесс, на уровне каждой отдельно взятой семьи. В этом и состоит тонкость – воспитание внутри целого поколения бывает настолько разным, что люди сталкиваются с серьёзными конфликтами и внутри своего поколения. Но это уже другая тема. Я просто хотел подчеркнуть, что воспитание, действительно, играет большую роль в складывающемся мировосприятии поколения, влияет на наше отношение к своим предшественникам, ровесникам и потомкам. Если рассуждать в глобальном масштабе, на воспитание каждого нового поколения, в свою очередь, влияет предшествующее поколение. Это определяет преемственность поколений, которая и даёт нам возможность, несмотря на все разногласия и противоречия, находить общий язык, договариваться и решать проблемы сообща. К сожалению, далеко не все пользуются этой возможностью; некоторые забывают о том, что наш современный мир удивительно многогранен, и то, как мы его видим и как понимаем, не значит, что так же его видят и понимают другие.
Тема влияния истории и воспитания замечательно проявлена в самом классическом произведении о проблеме поколений – романе Тургенева «Отцы и дети». В спорах главных антагонистов, Базарова и Кирсанова, выражены многочисленные противоречия во взглядах на жизнь, они имеют разные ценности и не сходятся в убеждениях, что в итоге приводит к дуэли. Все мы помним и трагичный финал, подтверждающий неразрешимость этого конфликта. В романе хорошо проявлены причины столь разного мировосприятия: социально-исторические условия - старый аристократизм старшего поколения и новомодный нигилизм младшего, разное воспитание – возвышенный эстетизм и сухой материализм. Это характерные для XIX века проявления конфликта, основанные на тех же принципах, о которых мы говорили.
Итак, попробуем несколько обобщить всё вышесказанное. Проблема отцов и детей заключается в тотальном взаимном противоречии, которое в процессе взаимодействия поколений рождает разногласия и недопонимания в различных аспектах. Противоречия возникают из-за несовпадающих взглядов на жизнь, разного понимания сути вещей и явлений, общим словом, из-за разного мировосприятия. Мировосприятие человека складывается и формируется в его сознании, которое в течение всей жизни находится под влиянием внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы заключаются в возрастных изменениях человека, формирующих его психофизиологическое состояние. Внешние факторы заключаются в социально-культурной обстановке, складывающейся в определённых исторических условиях. Процесс воспитания, который также влияет на сознание, ещё с детства формирует взгляд на окружающий мир и соответствующие принципы поведения. Воспитание на своём первом и главном этапе зависит от предшествующего поколения, но в дальнейшем производится и последующим поколением, осуществляя, таким образом, взаимосвязь поколений. Каждый новый этап предполагает наследие прошлого и опору для будущего, поэтому все мы связаны звеньями преемственности, какие бы перемены не происходили мире и в нас самих.
Эта преемственность даёт нам возможность учиться: учиться жить, познавать мир, общаться друг с другом, перенимать опыт поколений. Мы не можем изменить историю, не можем перевернуть существующее мироустройство – всё это формируется другими силами. Все описанные процессы совершенно естественны, а, следовательно, естественен и сам конфликт поколений. «Что же делать тогда?» - спросите вы. «Да то же, что и делали!» - отвечу я. Продолжать жить, дышать, общаться, конфликтовать, любить, ссориться, мириться, спорить, искать компромиссы, решать проблемы, радоваться достижениям, огорчаться неудачам и прочее, и прочее. Во всём этом и заключается главный интерес нашей жизни, которая, к счастью, очень многогранна и разнопланова!
Шустов Константин
Комментарии
Показать все комментарии