Российские работники меньше всех в мире доверяют руководству

Лишь 40% сотрудников, участников международного опроса, верят, что руководство способно справляться с возложенными на него обязанностям



12069371_news_bigpic
 

Меньше четверти россиян, опрошенных международной консалтинговой компанией Towers Watson, готовы подписаться под утверждением:   «Высшие руководители моей организации искренне заботятся о благополучии сотрудников». Это худший результат среди 10 стран региона EMEA.
 

Всего в исследовании Towers Watson приняли участие 32 000 сотрудников крупных и средних компаний в 29 странах мира. Из них на регион Восточная Европа и Азия пришлось 13 000 человек в 11 странах: Бельгии, Франции, Германии, Ирландии, Нидерландах, России, Испании, Швеции, Швейцарии, Турции и ОАЭ.
 

Оказалось, меньше половины   (40%) сотрудников уверены в способности руководства справляться с возложенными на него обязанностями. В России этот показатель и того меньше — доверяют вышестоящему менеджменту лишь 35% опрошенных. В среднем по региону меньше половины сотрудников не сомневаются в качестве информации, получаемой от руководства. Каждый третий сотрудник согласен, что его руководители искренне заинтересованы в благополучии сотрудников. В России в это может поверить лишь каждый четвертый.
 

У многих российских руководителей нет даже идеи о том, что с подчиненными нужно разговаривать, сожалеет  Галина Березовская, консультант Towers Watson. Формулировать задачи, проверять, что они поняты правильно, давать обратную связь, оценивать результативность, говорит она. Даже многие из тех компаний, которые заказывают в России исследования вовлеченности, зачастую не хотят видеть связи между вовлеченностью сотрудников и интенсивностью коммуникаций между ними и руководством, подчеркивает она.
 

Заинтересованность руководства в благополучии сотрудников далеко не единственный показатель, по которому Россия оказалась на одном из последних мест в Восточной Европе. Усматривают связь между результатами труда и его оплатой в России лишь 26% сотрудников. Хуже дела обстоят только в Швеции. И это гораздо хуже, чем в среднем по миру   (42%) и западных странах, таких как, например, Франция   (37%), Нидерланды   (37%) или Швейцарии   (36%). Зато больше, чем у половины   (68%) опрошенных россиян есть поводы для беспокойства о своем будущем с финансовой точки зрения. Это тоже второй результат в регионе. Большую нервозность проявляют лишь в Испании. В Германии и Швеции неуверенных в завтрашнем дне — вдвое меньше.
 

Даже факторы, влияющие на привлечение и удержание сотрудников в России, оказались расположены в довольно необычном порядке. Судите сами. В целом по миру и региону EMEA иерархия ценностей сотрудников предсказуема и особых вопросов не вызывает. В порядке убывания с первого по пятое место: размер зарплаты, уверенность в завтрашнем дне, перспективы карьерного роста, удобное расположение офиса и возможности обучения и развития. В России, как и в 10 из 13 стран региона, сотрудников сильнее всего притягивает зарплата. А вот на втором месте по значимости оказалась длительность оплачиваемого отпуска. Ни в одной другой стране этот фактор не попал в первую пятерку. На третьем месте — удобное расположение офиса. На четвертом - перспективы карьерного роста. Наконец, обучение и развитие волнуют россиян лишь в пятую очередь.
 

Но если в среднем по региону больше трети сотрудников убеждены в том, что карьерный рост для них возможен лишь в случае перехода в другую организацию, то в России, по собственному признанию, потолка карьерных возможностей достиг лишь каждый пятый сотрудник.
 

«Не исключено, что среди опрошенных россиян оказалась относительно высока доля людей, занятых в коммерческой сфере   (или, другими словами, в сегменте купи-продай). Сотрудники, занятые в этих сферах, зачастую смирились с тем, что на работе выполняют лишь набор функций, и это нужно как-то компенсировать, например, деньгами, удобством или длиной отпуска. В тех же сферах, где люди заняты интеллектуальным трудом, зарплата, отпуск, удобство работы на первые места попадают реже. Для таких работников важны и грамотная организация труда, и структура обязанностей, и эффективность и содержание рабочих совещаний. Вот только в России таких людей остается все меньше», — утверждает  Тахир Базаров, профессор Высшей школы экономики.
 

Эмоциональная дистанция между руководством и обычными сотрудниками у нас действительно одна из самых больших в мире, соглашается  Сергей Львовгенеральный директор консалтинговой компании Axes Management. Он считает это прямым наследием советской административно-командной системы. Начальников не выбирают, а их распоряжения не обсуждают, так в России привыкли работать еще с советских времен, утверждает Львов. В Западной Европе системы управления людьми гораздо более демократичны.
 

Партнер Аxes Management, международная  консалтинговая компания  Aon Hewitt, поинтересовалась, какие факторы сильнее всего влияют на вовлеченность, и выяснила, что в Западной Европе на одном из первых мест — фактор заботы руководства о подчиненных. А, например, в странах Востока   (Японии, Китае, Южной Корее) сотрудники считают, что руководитель должен в первую очередь принимать правильные решения. А заботу о подчиненных к сильным качествам руководителя на Востоке относить не принято, комментирует Львов.
 

Своевременная трансляция сотрудникам ожиданий работодателя — необходимый элемент системы мотивации персонала, считает  Александра Иванова, директор практики по вознаграждению, управлению талантами и коммуникациям Towers Watson в России и СНГ. Сотрудники должны понимать, как и почему сформированы их компенсационные пакеты. А пакет, в свою очередь, должен быть разработан так, чтобы он обеспечивать с одной стороны привлечение и удержание сотрудников, с другой — способствовать достижению бизнес-целей компанией, подчеркивает Иванова.


ИСТОЧНИК: ВЕДОМОСТИ.

 
MGIMO Career Centre17 мая 2013